Письма Победы — письма судьбы, любви и надежды...

Фото авторов и сообщества в ВК «МКОУ «СШ № 7» г. Ефремов»
Письма, нежные или трогательные, а порой сухие и краткие писали и в Великую Отечественную, и в афганскую, и во время чеченских кампаний...
Пишут и сейчас. И хранят эти письма молодые парни и совсем взрослые мужики: кто – в рюкзаке, кто – во внутреннем кармане «комка». Значит, помогают они им...
Каждому ли пишут из дома? А если некому писать, а если просто не знают, как это нужно, важно?
Слово же силу имеет... И если сердце автора наполнено любовью, если душа его широка и готова объять необъятное, то и слово его западёт в душу воина, поможет ему пережить тяжёлые часы, сил даст. А может, даже исцелит, душевную тревогу снимет, вдохновит.
Сквозь время
...Сумерки постепенно накрывали уютный сад, и лёгкая летняя прохлада обнимала за плечи. Завернувшись в плед, ОНА сидела в беседке и смотрела на горящий абажур, под которым, словно в клетке, метался большой мотылек. Задумавшись, вовсе не замечая этих ЗВУКОВ, она видела перед собой другое: бабочку на фото, которое он выслал по телефону.
Мысленно возвратившись в тот дорогой сердцу день, вспомнила любопытную деталь: она не сразу поняла тогда, что было ещё на снимке, кроме веточки майской сирени.
И, хорошо зная отправителя, точно осознала: эта картинка говорила о МИРЕ – таком долгожданном и желанном… Сирень! Ведь с ней ещё в далёком сорок пятом встречали Великую Победу! А на дворе – май 2024-го. Именно так она сначала прочла его мысли, а потом рассмотрела и бабочку.
Из раздумий её вывел сигнал оповещений мобильника, на экране выскочил конвертик с смс.
– В какие времена живём: получить настоящее письмо – это редкость и, возможно, подарок судьбы, – думала она и открывала сообщение. Оно было от подруги, от её Лены, с которой они могли не видеться годами, молчать месяцами, но это никак не могло разорвать их связующей душевной нити. И, конечно, в этот раз они не могли промолчать о войне. Как бы ни старались уйти от этой тяжёлой темы, всё равно все разговоры сводились к одному: «Ну как они там?».
– Неужели им действительно нужны все эти письма, открытки детей, взрослых? Когда им там, на передовой, их читать?
– Да ты что! Им наши строки сил придают, в бой поднимают, надежду вселяют. Там же всё иначе, там всё острее ощущается... Писать только нужно искренне. Фальшь боец сразу почувствует...
И вспомнилась одна история, майор один рассказал так, между делом, когда за масксетями приезжал...
Шведов
– Я же для Тимки своего собираю гуманитарку. Знаю, почём фунт лиха, сам военный. А он рос на моих глазах, пацанёнком бегал к нам в клуб. Мы в те годы с Александром Степановичем Ерохиным всегда были рядом с молодёжью. Надо, надо поддерживать парней и делом, и словом... Вот сейчас соберём всё необходимое для Тимки и сам отвезу на Курское. Знаешь, ведь посылки и нам в чеченскую присылали. Также были в них гостинцы, носки, ещё какие-то вещи. И письма писали с большой земли. Пряники съедались, носки, сама понимаешь, снашивались, а вот письма оставались.
В конце декабря 1999-го был в командировке, и как сейчас помню, – день получения посылок. Попало тогда мне в руки письмо от одной девочки-восьмиклассницы. И так оно мне в душу запало! Видно было, что писал человек осмысленно. До сих пор его храню, там даже имя автора написано. Найду – вышлю, почитаешь...
Письмо из прошлого
Буквально через несколько часов на мобильник прилетели фотки письма из прошлого, от девочки Веры из Ефремова.
Затёртый, пожелтевший от времени почтовый конверт хранил в себе историю, которую захотелось продолжить, и пришла в голову идея отыскать отправителя сейчас, в 2025-м.
В век цифровых технологий сделать это не составило особого труда.
Найти человека в социальных сетях не так сложно, сложнее другое – донести до него суть обращения. На этом-то и пришлось споткнуться.
Прежде чем выйти с Верой на прямую связь, понадобилось объяснить не одному её знакомому и родному, для чего её разыскивает журналист районки, доказывать, что никакой ты не мошенник...
Надежду на отклик не теряла, а продолжала настойчиво писать. До той поры, пока Вера не откликнулась. Понять её можно: трудно в 38 лет принять новость о том, что твоё письмо, написанное в 8 классе, не просто дошло до адресата, но ещё и сохранилось.
И радости моей не было предела, когда в ВК всё же пришёл ответ от Веры:
«Здравствуйте! Я очень удивилась, увидев письмо, даже растерялась. Могу сказать, что слова письма актуальны и спустя столько лет. Сейчас уже наши дети пишут письма в поддержку нашим мужчинам, находящимся на войне. Горько и страшно, от того, что происходит сейчас. Всем, кто сейчас на войне, хотелось бы пожелать скорее вернуться домой, надёжного ангела каждому воину. А всем нам, каждому, здоровья и мира! Письмо моё. И если оно хоть немного подняло дух, придало уверенности солдату, я очень рада! Но я не одна, уверена, что каждый в нашей стране чувствует точно так же».
Честно сказать, с момента начала всей этой истории больше всего на свете хотелось, чтобы оба героя встретились, но Вера приняла немного другое решение и ограничилась онлайн-знакомством с майором запаса, нашим земляком Андреем Шведовым:
«Здравствуйте, Екатерина! Андрей Валерьевич написал мне. Я тоже написала ему ответ. Думаю, что будет вернее, если Андрей Валерьевич, если считает это важным, расскажет о своих воспоминаниях и чувствах, которые испытал, прочитав письмо. Да и о себе ему точно есть, что рассказать. Я с удовольствием прочту. Ведь эта история Андрея Валерьевича. А я всего лишь описала чувства многих людей, таких много было и раньше, и есть сейчас. С моей стороны было бы неправильно ещё что-то говорить одной».
И сегодня, в День защитника Отечества, представляем вашему вниманию историю судьбы офицера, человека, решившего когда-то стать военнослужащим советской армии и достойного пройти этот путь.
Романтика военной жизни
...С выбором профессии Андрей Валерьевич Шведов определился ещё в детстве. С его слов, всё было банально просто. Пацаны в то время росли практически одинаково: выстругивали деревянные автоматы и мечи, устраивали сражения. Не было у того поколения гаджетов, а вот кумиров – пруд пруди.
Вспоминая период 70-80-х годов, Андрей Валерьевич рассказывал, какими восторженными глазами смотрел на ветеранов, кители которых в праздничные дни были увешаны орденами.
– Во время октябрьской демонстрации или 9 Мая на параде Победы в строю шли наши фронтовики, такие ещё крепкие мужчины, – говорит он. – В школах очень часто проводили встречи с участниками Великой Отечественной войны. С настоящими героями!
Родители Андрея Валерьевича – обычные инженеры-строители. Но вот дальние родственники – дяди, имели отношение к армии. Один из них был начальником Балашовского лётного училища, второй – ракетчиком и служил неподалёку, в Шадринске Курганской области. Маленький Андрюша частенько бывал у него в гостях.
Домой юнец возвращался всегда с подарками: то с портупеей, то с кобурой.
– Примерял фуражку, а сам представлял себя в военной форме и думал, как на меня девчонки посмотрят, что пацаны скажут, – вспоминает Андрей. – Наверное, тогда нас, подростков, больше захлёстывали эмоции романтизма нежели патриотизма. Уже потом это чувство «обрастает мясом», и ты осознаёшь, для чего пришёл в армию. Когда втягиваешься в учёбу в военном училище, романтизм постепенно уходит. Вдруг выясняется, что твоему отделению надо за ночь почистить пять ванн (!!!) картошки на всё училище, а на следующий день постигать военную науку. Спал ты ночью или нет, никого не волнует. Серьёзное осознание того, какой важный путь выбрал, ко мне пришло позднее, уже во время учёбы. Армия – это очень интересный, многогранный организм, там столько разных специальностей и направлений.
Андрей мечтал стать лётчиком и связать свою жизнь с авиацией, но это сделать не получилось из-за проблем со зрением. Однако молодой человек не отчаивался и всё равно решил не отступать – поступил в военное авиационно-техническое училище. И сложилось всё так, как сложилось.
– Другой судьбы, я, честно говоря, не представляю до сих пор. Вот некоторые говорят: «Если бы назад отмотать, то я бы»... А вот не надо ничего «мотать»! Я так же прожил бы свою жизнь и ни грамма не жалею, что после училища сразу попал в Амурскую область, в так называемый ссыльный полк, – улыбаясь, вспоминает майор. – Причём, изучал истребительно-бомбардировочную авиацию. Базовые самолёты были «мигари», а в Амурской области на аэродроме увидел ТУ-16. За месяц пришлось его изучить.
Климат суровый: лето очень жаркое, а зима начиналась в ноябре и до середины марта стояли морозы. Даже в минус сорок семь мы совершали полёты. Бытовые условия были тяжёлые. Многие семейные на зиму своих детей и жён отправляли «на Запад». Женщины дома ходили в тёплых армейских «ползунках», а родить ребёнка там было равносильно подвигу, – вспоминает майор.
Первую пятилетку службы в Амурской области сменили два с половиной года в Чехословакии. И, как признаётся Андрей, там он познал все прелести военной службы «за границей».
Андрей Валерьевич никогда не жалел о том, что начинал первые шаги в военной профессии именно в одном из дальних гарнизонов страны. Понимал, что у любой монеты есть две стороны.
– В основном судьба военного складывается так, что уже обросший «семьёй» и детьми ты попадаешь не в самую лучшую обстановку, например, после службы в ГДР, Венгрии, Чехословакии, Польше, а некоторые умудрялись попасть советниками в капстраны, тебя вдруг переводят туда, где я сразу начал. А нас-то после такого начала уже сложно было чем-то напугать. Но что, Катя, я тебе скажу: в первый свой отпуск из Чехословакии я, думаешь, куда поехал? Не к родителям, а в Амурскую область! Там были мои девчонки, мои мужики, там всё, понимаешь! А я – холостяк, вольная птица!
Амурская область сильно меня затянула. Там люди очень хорошие жили. И вообще в армии чем тяжелее, тем коллектив сплочённее. Все друг за друга держатся. При двадцатипятиградусном морозе мы брали кастрюлю с замаринованным мясом и шли на шашлык – и никаких проблем! Человек в предполагаемых обстоятельствах начинает себя вести по-другому.
Из Чехословакии полк, в котором нёс службу Андрей Валерьевич, вывели в марте 1990 года в оружейную столицу – Тулу. Со временем здесь у Андрея появилось свое жильё и семья.
Переломные для России годы плугом прошлись по накатанному жизненному пути. Непростые времена в пору девяностых были и в армии, но несмотря на трудности того лихолетья, военные люди всегда стояли на защите своей Родины, они всегда были там, где требовалось их присутствие, их профессионализм.
За всю свою служебную деятельность Андрей Валерьевич поменял несколько специальностей, изучил 13 типов авиационной техники, занимался обслуживанием самолетов, потом вертолётов.
С его слов, начинал он с закручивания гаек и дошёл до объективного контроля параметров полёта и действий лётчика, а затем ещё 11 лет занимался аэрофоторазведкой.
– Совершаемые террористические акты в Москве не могли оставить равнодушным. Приходило понимание того, что с терроризмом нужно бороться, – вспоминает офицер запаса.
От командировки в Чечню в 1994-1995 годах отказался, был не готов, а вот в 1999 году уже уехал добровольцем. В тот год прошёл переобучение. Опытные инструкторы из разведцентра за три дня «вкрутили» в нас азы профессии авианаводчика. В тот период их очень не хватало. В октябре мы обучились, а в начале декабря улетели в Моздок, где всех распределили в разные полки. Так я оказался в Урус-Мартановском районе, возле села Старые-Атаги, где намечался со дня на день штурм Грозного. И только там я начал понимать, что такое пехота, и зауважал этих ребят ещё больше – они доползут и загрызут.
Спустя несколько месяцев после взятия Грозного, когда город ещё не весь был разминирован, Андрей Валерьевич получил приказ пригнать из Северной Осетии первую наземную колонну, затем сразу отправиться за второй и всех расквартировать.
– Если ранее наши вертолёты летали в республику только по вызову, что доставляло некоторые неудобства, то теперь мы работали непосредственно на территории Чечни, – говорит майор. – Та непростая первая командировка закончилась для меня в апреле 2000-го.
Кто-то после этого поехал в Югославию, но я опять в 2001-м на всю зиму попал во вторую командировку в Чечню, и снова – авианаводчиком.
Провёл там очередные 104 дня. Стояли в предгорье, напротив деревни Танги-Чу. Там в своё время дислоцировался полк Юрия Буданова.
После Чечни была командировка в Югославию.
Через некоторое время Шведов был назначен начальником пункта наведения целеуказания, а далее два года был начальником штаба всего полка.
20 лет назад водил свой полк на парад в Туле.
До 2007 года, до самого выхода на заслуженную пенсию, Андрей Валерьевич Шведов честно и добросовестно служил Отечеству. Его общий стаж службы в Вооруженных силах РФ составляет более 32 лет.
На вопрос о том, имеет ли сам майор награды, несколько смутившись, он сказал:
– Конечно. Награждён орденом «За военные заслуги» и медалью «За отвагу».
Моя работа была комплексной: помимо боевого применения, на авианаводчика возлагается эвакуация раненых, перевозка пассажиров и воинских грузов. По официальному журналу во второй командировке за сто дней вертолётами было перевезено более 2500 тысяч военнослужащих.
Под Урус-Мартаном вертолётная площадка была, как целый аэродром. Садилось сразу два больших «МИ-26».
Когда брали Грозный, на боевое применение шли Ми-24. Вместе с пехотой определял задачу, считал, сколько необходимо вертолётов для работы по выявленными целям.
Я следил за работой лётных экипажей, корректировал, видел огневые разрывы и, если прекращалось ответное огневое воздействие по пехоте, означало, что враг уничтожен, то есть задача выполнена. За эти заслуги и получил орден. Хотя честно сказать, я просто работал и не рассматривал выполнение служебных обязанностей как подвиг, – заключил свое повествование майор запаса Андрей Шведов.
Привыкший жить по совести и с полной отдачей, нашёл себя наш герой и на «гражданке». Волею судьбы попал на работу в ревякинскую администрацию.
Здесь же, в поселке, познакомился с ветераном Великой Отечественной войны Александром Степановичем Ерохиным и проникся его отношением к общественным делам, к работе с молодежью. Тем более, что знал по себе, насколько это важно.
До ноября 2022 года он вёл активную общественную и патриотическую деятельность, пока не стало подводить здоровье. Решение уйти на заслуженный отдых далось Андрею Валерьевичу с большим трудом.
Школа № 7
Чтобы понять, как случилось это удивительное событие и кто стоял у его истоков, было решено посетить место, откуда Вера писала то самое – душевное, не по-детски взрослое – письмо.
Галина Маркова, директор средней школы №7 города Ефремова, сразу же согласилась принять сотрудника редакции и рассказать о патриотическом воспитании подрастающего поколения. Она была уже в курсе истории, о которой должна была пойти речь. Правда, история была другая, но об этом – позже.
– Как и тогда, наши дети абсолютно всех возрастов пишут письма и открытки военным на фронт. И не только к праздникам, но и просто так, без повода. Желают победы и вернуться домой, – говорит Галина Станиславовна.
С первых дней СВО мы – педагоги, дети и их родители – очень активно собираем посылки на фронт, плетём маскировочные сети, ребята записывают видеоролики в поддержку наших бойцов.
И как приятно получать от военных обратную связь! Участники специальной военной операции тоже присылают нам благодарственные видео, а когда приезжают в отпуск – всегда находят время для общения со школьниками лично.
Одна из самых активных участниц, наш идейный вдохновитель – учитель начальных классов Олеся Сергеевна – жена участника боевых действий и волонтёр. Она без устали занимается помощью фронту и сподвигает на это всю нашу школу. Её сын и дочь любят и гордятся своим папой, очень ждут его домой с победой.
Среди участников СВО, конечно, есть и выпускники нашей школы. Мы переживаем за них и всегда рады, когда кому-то из них удаётся приехать в отпуск, обязательно встречаемся. Дети такие встречи очень ждут.
К сожалению, есть на фасаде нашей школы и мемориальные доски в честь наших выпускников. Память о них мы бережно храним и стараемся по возможности поддерживать их семьи. Портреты военных нанесены на Парту героя, почётное право сидеть за ней получают особо отличившиеся ученики.
Две истории
– Школьники конца прошлого века были очень активны и точно так же переживали за наших солдат, воюющих в Чечне. Ведь на передовой тогда были совсем юные парни, практически ровесники старшеклассников, – вступает в разговор учитель русского языка и литературы с многолетним стажем Людмила Дерюга. – Комсомольские организации хоть и были на своём закате, но всё же помогали в воспитании настоящих патриотов. Вот и наша героиня, Катя, была одной из активисток комсомола...
– Подождите, – прерываю педагога. – Но нашу героиню зовут Вера...
– Вы не ошиблись? Письмо, которое хранил много лет ветеран чеченской войны, написала Катя. Об этом в газете писали пару лет назад, – изумилась женщина. – Она точно из нашей школы?
– Точно. Вера, – сверяясь с редакционным заданием, я почувствовал неловкость.
– Да, эта девушка училась в нашей школе. В 2003 году окончила 11 класс, – полистав пожелтевшие от времени классные журналы, подтвердила директор школы.
– Получается, две одинаковые истории, и обе – в вашей школе! – это было просто невероятно!
– Во времена чеченской войны, кажется, патриотическое настроение было даже выше, чем сейчас. Собирали посылки, вкусности из дома, медицину, вязали носочки. Чтобы наши ребята чувствовали, что делают нужное и правильное дело, – продолжила Людмила Павловна. – В каждой школе были патриотические организации, наша называлась «Каравелла», мы проводили много акций, посвящённых ветеранам Великой Отечественной войны – тогда память была свежей, много героев были ещё живы. Почти на каждом доме висели таблички «Здесь живёт ветеран».
Но нынешние дети – не потерянное поколение! Мы на уроках иногда смотрим фильмы о войне. Дети сейчас читают намного меньше, приходится доносить до них материал другими, более современными способами. И знаете, они 2 урока без перемены открыв рты смотрели «Они сражались за родину». И потом было ещё долгое обсуждение. А когда к нам в гости приходят ветераны-афганцы, их сложно от детей оторвать – не отпускают, задают вопросы, интересуются.
– Конечно, огромную роль в патриотическом воспитании детей играют их родители, – добавляет Галина Станиславовна. – Во всех мероприятиях, сборах участвуют школьники со своими семьями. Никогда не слышала от родителей фраз типа «Я против». За это им огромное спасибо. Вместе мы делаем очень большое дело.
* * *
Небольшая экскурсия по старинному зданию школы, в которой всего два этажа по полтора крыла, не заняла много времени. Вот стенгазета, посвящённая блокаде Ленинграда с отрывками из дневника Тани Савичевой. Вот плакат на тему победы в Сталинграде. Вот каркас с недоплетённой масксетью (уверен, это дело времени). Стенд с портретами погибших на СВО выпускниками школы. Яблоневый сад на заднем дворе, где среди взрослых деревьев виднеются молодые саженцы...
И пусть учителя не всегда поимённо помнят своих учеников спустя два десятка лет, они остаются на этих стенах, в своих письмах и посаженных деревьях...
– Галина Станиславовна, когда будем газету делать? – спрашивает вышедшая из класса учительница.
– Скоро, – отвечает директор.
– Это вы к 23 февраля готовитесь? – спрашиваю.
– Что вы! На День защитника Отечества всё давно готово! Уже появились идеи ко Дню Победы.
И передумал я задавать главные вопросы, которые кружились в голове всю нашу встречу: «Почему же так получается, что маленькая девочка пишет письмо незнакомому человеку, а взрослый мужчина хранит это письмо, как самое дорогое в жизни? Почему старушка у окна днями напролёт вяжет носки и варежки хулигану из соседнего подъезда? Почему боль потери колокольным звоном отдаётся в сердцах десятков и сотен людей?»
Я всё понял. Это – наш генетический код, связь предков и потомков. Песни и фильмы, которые передаются из поколения в поколение. Гордость за дедов и внуков. Наш народ и наша земля.
Так победим! Как и всегда.
Екатерина Соколинская,
Камиль Байрамов
Ясногорск–Ефремов
Фоторепортаж