Ученица Спицинской школы Фарзона Шафиева рассказала про магию музыки в судьбах военных лет

Фото: ИА "Регион 71"
В областном конкурсе-эссе «У них в судьбе была война…», который проводится с 2021 года Министерством образования Тульской области по инициативе регионального координатора гражданской инициативы «Бессмертный полк» Елены Гребневой, учащаяся Спицинской средней школы Ясногорского района Фарзона Шафиева заняла I место в номинации «После боя сердце просит музыки вдвойне!». Курировал работы школьницы педагог Красина Наталья Михайловна.
Постоянными партнерами просветительской акции выступают Тульская областная Дума и информационное агентство «Регион 71». В течение пяти лет в Конкурсе приняли участие почти 800 школьников и студентов из всех районов Тульской области. В юбилейной конкурсе эссе приняли участие 312 школьников и студентов из 24 районов области.
Предлагаем вашему вниманию сочинение - эссе «И поёт мне в землянке гармонь…»:
Кто сказал, что надо бросить
Песни на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне!
В. И. Лебедев-Кумач
«После боя сердце просит музыки вдвойне» – эта фраза, на первый взгляд, может показаться парадоксальной. Кажется, логичнее ожидать тишины и покоя после тяжелого испытания, а не внезапной потребности в мелодии. Однако, при более глубоком размышлении, эта мысль раскрывает истину о человеческой природе, о нашей способности к адаптации и стремлении к исцелению через искусство. Бой – это не обязательно сражение на поле брани, а на войне это именно сражение, жестокое, кровопролитное, ужасное. Но песня в бою является главным помощником для солдата, поддерживает и вдохновляет его на подвиг.
От песни сердцу было тесно:
Она вела на смертный бой,
Чтобы громить врага под эту песню,
Защищая Родину собой.
Музыка - это средство для гармонии, красоты, эмоций, всего того, что приносит утешение и позволяет отвлечься от боли. Это может быть не только музыка в прямом смысле слова, но и живопись, поэзия, театр, природа, любовь, дружба – все, что способно затронуть самые тонкие струны души и напомнить о прекрасном.
После борьбы, когда силы истощены и эмоции накалены до предела, потребность в исцелении становится особенно острой. В этот момент мир кажется серым и безрадостным, и сердцу необходимо что-то, что вернет ему краски, что заполнит пустоту, образовавшуюся после сражения. Музыка, песня, как ничто другое, способна на это.
Что же тогда представляет собой «музыка», о которой так тоскует израненное сердце?
Наверное, это нежная, лирическая, проникновенная мелодия, задушевная песня о любви, о родном доме, природе, теплых материнских руках, о близком друге, о любимой, о детях. Все это так важно для человека, а тем более для людей, оказавшихся далеко от милого дома, от родных и близких, но «на волосок» от смерти…на войне…
Слово Родина… Для всех оно звучало… Одинаково.
И возраст ни при чем. Это слово –воздух.
Слово - дали: лес, деревня, мама, дом родной.
С этим словом – и рассветы, и закаты.
С этим словом и в мороз, и в зной.
С этим словом замерли солдаты на концерте на передовой.
Война — время тяжких испытаний, невыразимой боли и утрат. В этой бесчеловечной обстановке каждый боец стремится найти опору, утешение, душевный покой. Музыка в такие моменты становится как никогда важной, она способна пробудить в сердце солдата самые противоречивые чувства: от глубокого горя до неподдельной радости, от сомнений до уверенности в победе.
После боя солдат, словно уставший путник, жаждет услышать родную мелодию. Звуки песни способны пробудить в сознании давно забытые воспоминания о детстве, доме, любимых людях. И эта музыка переплетается с мыслями о будущем, о том, к чему он стремился, что защищал. Настоящий гимн его души солдата.
С берез неслышен, невесом,
Слетает желтый лист.
Старинный вальс «Осенний сон»
Играет гармонист.
Вздыхают, жалуясь, басы,
И, словно в забытьи,
Сидят и слушают бойцы –
Товарищи мои.
Песня М. Блантера «В лесу прифронтовом» на слова Михаила Исаковского рисует светлую картину мирного отдыха солдат после прошедших боев, короткий отдых перед новой битвой.
Музыка на войне — это не просто развлечение, это своего рода терапия. К примеру, в моменты затишья, когда небо светлеет от первых лучей солнца, в траншеях начинает звучать тихая гармоника или баян. Эти мелодии помогают вернуться ко времени мира и тепла, восстановить дух, укрепить надежду и вернуть силу к новым подвигам. Бойцы с нежностью вспоминают о своих любимых, женах, которые ждут их дома. Песни «Синий платочек», «Катюша», «В землянке», «Темная ночь» проникнуты душевным теплом, любовью и светлыми воспоминаниями.
Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза…
Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От моей негасимой любви.
Во время боя человек вынужден сосредотачиваться на выживании, подавляя свои чувства и эмоции. Он становится машиной, настроенной на выполнение поставленной задачи. После завершения сражения, когда опасность миновала, подавленные эмоции начинают прорываться наружу, и человек сталкивается с необходимостью пережить и осознать произошедшее. Музыка помогает высвободить накопившуюся боль, страх, гнев и скорбь. На море и на суше, в воздухе и на поле боя, в землянке и на передовой – везде звучала песня.
Споемте, друзья, ведь завтра в поход
Уйдем в предрассветный туман.
Споем веселей, пусть нам подпоет
Седой боевой капитан.
А вечер опять хороший такой,
Что песен не петь нам нельзя.
О дружбе большой, о службе морской
Подтянем дружнее, друзья!
Почему же потребность в музыке возрастает именно после боя? Дело в том, что в условиях борьбы человек вынужден отключать свои чувства, сосредотачиваясь на выживании. Эмоции становятся помехой, мешающей принимать рациональные решения. Однако, подавленные чувства не исчезают бесследно. Они накапливаются, создавая внутреннее напряжение, которое необходимо высвободить. Музыка же, благодаря своей способности вызывать сильные эмоции, становится каналом для этого освобождения. Она позволяет прожить заново пережитое, выразить свою боль и скорбь, отпустить негативные эмоции и двигаться дальше.
Кроме того, музыка напоминает о красоте и гармонии мира, которые были утрачены в вихре сражения. Она восстанавливает связь с теми ценностями, которые человек чуть не потерял в борьбе за выживание: любовью, состраданием, милосердием. Она вселяет надежду на будущее, напоминая о том, что после темной ночи всегда наступает рассвет, что после боли всегда приходит исцеление.
В конечном счете, стремление к музыке после боя – это стремление к восстановлению целостности, к возвращению к себе. Это потребность души в исцелении, утешении и вдохновении. Это напоминание о том, что даже в самые трудные времена красота и гармония всегда остаются рядом, готовые поддержать и вдохновить. И именно в контрасте с ужасами войны музыка приобретает особую силу, становясь символом надежды и возрождения. Это симфония восстановления, звучащая в сердце каждого, кто пережил тяжелое испытание.
Но пусть и смерть – в огне, в дыму –
Бойца не устрашит,
И что положено кому –
Пусть каждый совершит.
Настал черед, пришла пора, -
Идем, друзья, идем!
За все, чем жили мы вчера,
За все, что завтра ждем!
Более того, музыка обладает уникальной способностью создавать ощущение безопасности и комфорта. Знакомая мелодия, как старый друг, обнимает и успокаивает, напоминая о доме, о любви, о связи с другими людьми. Она помогает отвлечься от тягостных мыслей и сосредоточиться на чем-то позитивном, вселяя надежду и уверенность в завтрашнем дне.
Однако, самое важное, что дает музыка после боя – это восстановление связи с самим собой. Музыка позволяет человеку вспомнить, кто он есть на самом деле, пробудить его внутренний мир и напомнить о ценностях, которые он чуть не потерял.
В конечном итоге, потребность в музыке после боя – это потребность в исцелении, в восстановлении утраченной гармонии и в возвращении к себе. Музыка становится мостом, соединяющим разрушенный мир после сражения с миром красоты и надежды, позволяя душе залечить раны и двигаться дальше, навстречу новому дню. И, возможно, именно поэтому после боя сердце слышит музыку особенно отчетливо и пронзительно, воспринимая ее как долгожданное избавление и обещание новой жизни.
Песни, исполняемые на полевых концертах, в госпиталях, да и просто в окопе, имеют одну из самых больших сил воздействия. Они становятся голосом целой эпохи, символом борьбы и выживания. Когда хор товарищей по оружию подхватывает знакомую мелодию, каждый её аккорд проникает в сердце и дарит утешение. В такие моменты солдаты чувствуют себя частью чего-то большего, единого, священного дела.
Жены, матери, дети посылают своим мужьям и отцам строки, наполненные любовью и рвением. На войне из этих строк создаются светлые и глубокие песни, которые передаются из уст в уста, отвлекая бойцов от суровой реальности. И поют они про синий платочек, про своих любимых:
Сколько заветных платочков
Носим мы в сердце с собой.
Радости встречи, девичьи плечи
Помним в страде боевой.
За них, родных, желанных, любимых таких,
Строчит пулеметчик за синий платочек,
Что был на плечах дорогих.
Неоценима и другая роль музыки на войне — её способность объединять людей разных национальностей, культур и возрастов. На полях сражений, в госпиталях или в солдатских землянках звуки мелодий, казалось бы, стирают все границы и различия. Отложив ненадолго оружие, встревоженные души находят общий язык и даже в этих самых сложных условиях начинают верить в новое светлое будущее. Это видно в песнях «Смуглянка», «Огонек», «Майский вальс». «Вальс русский на площади Вены свободной солдат на гармони играл»:
Помнит Вена, помнят Альпы и Дунай,
Тот цветущий и поющий яркий май.
Вихри венцев в русском вальсе сквозь года
Помнит сердце, не забудет никогда.
Подводя итог, стоит отметить, что музыка на войне выполняет важнейшую функцию — она наделяет бойцов выносливостью, вдохновляет и объединяет их для достижения общей цели. Звуки песен становятся глубоко личными и, вместе с тем, всеобщими. Музыка также дает нам надежду. Она вселяет веру в то, что жизнь продолжается, что после боли придет радость, что после поражения можно снова встать и двигаться дальше, чтобы победить.
От Курска до Орла
Война нас довела
До самых вражеских ворот.
Такие, брат, дела…
Когда -нибудь мы вспомним это,
И не поверится самим.
А нынче нам нужна одна победа,
Одна на всех. Мы за ценой не постоим!
Таким образом, фраза «после боя сердце просит музыки вдвойне» – это не просто красивое выражение, а глубокое отражение нашей внутренней потребности в исцелении и гармонии после тяжелых жизненных испытаний. Музыка, во всех ее проявлениях, становится тем спасительным маяком, который направляет нас к свету, возвращает нас к жизни и помогает залечить раны, нанесенные борьбой. Она напоминает нам о красоте и надежде, которые всегда существуют, даже в самые темные времена. И, возможно, именно благодаря этому контрасту между войной и миром, между борьбой и гармонией, музыка после боя кажется особенно прекрасной и ценной, словно глоток чистой.
В моменты затишья между битвами сердце солдата просит музыки, песни, шутки. Ужас и страх уходят, уступая место надежде и вере, что однажды наступит время, когда орудия замолчат, а мир опять обретет свое музыкальное звучание.
И старшее, военное поколение, и мы, их дети, внуки и правнуки, знаем замечательные военные песни, героические, полные патриотизма, любви к родине, народу, призывающие на подвиг, и лирические, добрые, душевные песни о любви, мире и счастье, за которые сражались наши солдаты. Мы поем эти песни! Эти песни всегда в строю!
Песням тех военных лет - поверьте!
Мы не зря от дома вдалеке
Пели в четырёх шагах от смерти
О родном заветном огоньке.
И не зря про путь к Берлину пели –
Как он был нелёгок и не скор…
Песни вместе с нами постарели,
Но в строю остались до сих пор.