Ежедневно в Тульской области общественным транспортом пользуются свыше 100 000 человек

Фото: ИА "Регион71"
Транспортная отрасль Тульской области – это:
более 4500 человек – это водители, механики, ремонтники, кондукторы, медицинский персонал, диспетчера, контролеры;
- 134 маршрута по межмуниципальным перевозкам (86 – льготные, 48 – коммерческие);
- 382 маршрут по муниципальным перевозкам (275 – льготные, 107 – коммерческие);
- порядка 1800 единиц подвижного состава, из них 1400 – ежедневный выпуск автобусов, троллейбусов и трамваев на линию.
Ежедневно в Тульской области общественным транспортом пользуются свыше 100 000 человек. Ежегодно маршрутная сеть Тульской области увеличивается с учетом потребности населения. Так только в 2024 году:
- установлено 8 новых льготных маршрутов, что позволило организовать транспортное сообщение в 6 населенных пунктах, где ранее оно отсутствовало;
- внесены изменения по 41 маршруту в части включения остановочных пунктов, расположенных на пути следования;
- увеличен класс транспортных средств на более вместительный по 15 маршрутам;
- проведено 13 открытых конкурсов на предоставление права осуществления перевозок по 19 муниципальным и межмуниципальным маршрутам по нерегулируемым тарифам.
Данная работа продолжается и в 2025 году.
Кроме того, министерство транспорта и дорожного хозяйства Тульской области проводит работу по разработке Регионального стандарта транспортного обслуживания населения и регионального комплексного плана транспортного обслуживания населения на территории Тульской области, которые планируется утвердить постановлением Правительства Тульской области до конца 2025 года.
Работа включает в себя в том числе и формирование перспективной сети маршрутов регулярных перевозок.
По результатам данной работы запланировано оптимизировать сеть маршрутов регулярных перевозок Тульской области с учетом потребности населения и необходимости доезда до социально‑значимых объектов.
Обновление подвижного состава – стратегическое направление в работе по улучшению транспортного обслуживания населения Тульской области.
В 2024 году заключены долгосрочные контракты по регулируемому тарифу, где включены требования к подвижному составу: не менее 75% транспортных средств должно быть не старше 5 лет.
Это позволило за весь период дополнительно обновить 301 единицу льготного транспорта. Количество транспортных средств не старше 5 лет в парке льготного транспорта составляет порядка 491 единиц (из 598) что составляет около 82%.
Тульский регион активно принимает участие в федеральных проектах по обновлению подвижного состава:
- в 2023 году в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» приобретено 17 новых трамваев;
- участие в инвестиционном федеральном проекте позволило в 2023 и 2024 годах приобрести на условиях льготного лизинга 225 автобусов малого, среднего и большого класса;
- итогом участия региона в реализации мероприятий, источником которых являются специальные казначейские кредиты, является приобретение в 2024 году 49 автобусов.
Совместно с муниципальным образованием город Тула проведена работа по приобретению для города 5 трамвайных вагонов, которые вышли на маршруты г. Тулы в 2024 году.
Также администрация Тулы в этом году приобрела 4 новых троллейбуса, которые уже осуществляют работу на улицах города. Эта работа по обновлению транспорта продолжается. Так на данный момент тестируется
троллейбус, представленный ООО «Синара — Городские машины».
Кроме того, условия программы льготного лизинга транспортным компаниям позволяют обновить подвижной состав перевозчикам как по льготным, так и коммерческим маршрутам.
Таким образом, жители Тульской области получили возможность ежедневно на городских и пригородных маршрутах пользоваться этим красивым, удобным, экологичным и современнымтранспортом.
Новый транспорт оборудован кондиционерами, камерами видеоконтроля, системами активной безопасности.
Также муниципальный перевозчик установил на всех маршрутах города Тулы стационарные валидаторы, что значительно повысило удобство вхождения пассажиров в общественный транспорт.
На протяжении нескольких лет поступают жалобы от жителей на нарушение расписания на маршрутах, срывы рейсов, техническое состояние транспортных средств.
Также в Правительство региона поступают многочисленные обращения транспортных компаний с просьбой рассмотреть возможность индексации тарифов. Основанием для таких обращений послужила общая инфляция,
увеличение стоимости подвижного состава и топлива в среднем на 30%, усложнилась логистика при покупке запасных частей в связи с санкционным давлением, есть потребность и в индексации заработной платы для привлечения в отрасль водителей, нехватка которых в настоящее время составляет порядка 30%.
Необходимо поддержать людей, занятых в сфере перевозок, обеспечить общую устойчивость транспортного комплекса Тульской области.
На основании анализа расчетных материалов транспортных компаний за 2024 год себестоимость пассажирских перевозок составляет:
- в городском сообщении 89 руб. 35 коп. за 1 поездку;
- в пригородном сообщении 12 руб. 20 коп. за 1 км. пути.
В настоящее время тарифы на проезд пассажиров находятся на нижней границе рентабельности и становится все сложнее обеспечивать бесперебойную работу пассажирского транспорта.
По результатам анализа действующих тарифов на проезд пассажиров в других субъектах Тульская область по размеру установленного тарифа находится на 51 месте из 89 субъектов РФ и на 8 месте из 18 субъектов РФ по ЦФО (36 рублей). В настоящее время многими регионами проводится работа по рассмотрению возможности повышения тарифа в 2025 году. По железнодорожным маршрутам пригородного сообщения по ЦФО Тульская область на 8 месте.
Вместе с тем для принятия решения об индексации тарифов необходимо применение комплексного подхода. В настоящее время Правительством региона проводится эта работа.