• ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Поиск

Поиск

2024-08-08 12:35:01 · Статьи

Галина Сивицкая: «Мы уважаем все народности, но чувствуем себя русскими»

Галина Сивицкая: «Мы уважаем все народности, но чувствуем себя русскими»
Фото автора и из семейного архива Сивицки

Если поднять родословную жительницы Боровковского посёлка Галины Михайловны Сивицкой, то подивишься переплетению её корней и той обширной географии, которая связала между собой судьбы близких и дальних предков этой женщины. Прадед её был французом, бабушка – украинкой-одесситкой, дед – русским из Воронежа, мама родилась и выросла в Узбекистане, отец-украинец из Киева, человек военный - нёс свою службу в республиках СССР и Германии, сама Галя родилась в Алма-Ате, а её родная сестра - в Ташкенте.

- За свою жизнь где я только ни побывала, в роду у меня много национальностей. Уважаю все народности, мне интересны их традиции и обычаи. Приезжая в другую страну, всегда хочу увидеть её самобытность и культуру. Но себя ощущаю русской, потому что больше всего люблю именно русское и русских, - не скрывает Галина Михайловна.

По профессии она – художник-модельер, а по сути – удивительно одарённый человек, который своими талантами и трудом вдохновенно пропагандирует всё народное. Наверное, это генетически передалось ей по женской линии: прабабушки, бабушки Галины Сивицкой были прирождёнными мастерицами-белошвейками, и даже в самые тяжёлые времена их руки спасали семью от голода и нужды.

- Они творили потрясающей красоты вещи. Одна бабушка искусно вышивала, другая ещё и шила, делала аппликации, изготавливала ковры и тряпичных кукол.

Помню, когда бывали у бабушки в Фергане, вместе с ней создавали народные костюмы, шили и носили узбекские платья с тюбетейками.

… Наша семья жила в Казахстане, Туркмении, Узбекистане, Германии, и везде я посещала концерты народных фольклорных коллективов.

Училась же в разных городах Германии, в Фергане, а с пятого класса – во Львове, куда направляли служить отца. И нигде, кроме Западной Украины, мы не встречали проблем и споров на национальной почве.

Но там, во Львове, папу многие называли оккупантом, несмотря на то, что у него была украинская фамилия. Пожилые мужчины угрожали, что их час ещё придёт.

Такое отношение удивляло, но я полагала, что это – так, местечковое. Думала: «Старые, глупые!». Но оказывается, все это было серьёзно.

Конечно, и на Западной Украине есть порядочные люди, но к сожалению, они встречаются крайне редко. Большая часть населения там - националисты, настроенные жестоко.

При этом львовские женщины – искусные рукодельницы, они прекрасно готовят, у них отличная кухня, в быту там чувствуется высокий уровень, даже изыск.

Вот если бы все «западяне» повернулись в сторону своих способностей, красоты родного края, сделали бы его туристическим! Но – нет… С послевоенного периода бандеровцы мечтали разобрать Россию на куски и разделить между собой и Америкой, - с горечью рассказывает Галина Михайловна.

Лоскутное счастье

«Жить и шить» - между этими словами для нашей героини давно уже стоит знак равенства.

Во Львове, по окончании школы, она поступила в техникум лёгкой промышленности, успешно преодолев огромный конкурс – 12 человек на место. А во время обучения там, войдя в тройку лучших студентов, была направлена на практику в Чехословацкую высшую школу модельеров, и целых два месяца постигала профессиональные секреты в доме моды Братиславы.

Без служения любимому делу Галина Сивицкая себя не представляет. «Всё, что я делаю, делаю с удовольствием. Во всё вкладываю душу», - говорит она.

Работала учителем изобразительно искусства в украинской школе. Выйдя замуж за военного, организовывала по месту его службы в Германии детские и взрослые фольклорные праздники, которые не обходились без народных костюмов.

Большое внимание этой теме посвящала и в период своей работы в коррекционной школе Москвы для детей с нарушением слуха, где преподавала уроки технологии у девочек.

После уроков делала вместе с детьми тряпичных кукол, и одна из воспитанниц-шестиклассниц создала под её руководством традиционную тульскую куклу. Эта кукла-народница была представлена на олимпиаде, в которой принимали участие все школы Москвы, и заняла первое место.

img_1837

Рука об руку с Галиной Михайловной творчески трудилась и её дочь Марина. Женщины вместе обучали детей шить народные костюмы и даже создали ансамбль народного танца. Это был замечательный коллектив, который часто снимало телевидение, приглашали для участия в столичных концертах, а также - на праздники в посольствах иностранных государств. И никто из зрителей даже представить себе не мог, что эти юные артисты - неслышащие, настолько качественными были все выступления.

Поворот дороги – не конец пути

Любимую работу в школе Галина Михайловна была вынуждена её оставить. Причина таких радикальных перемен в том, что ей спешно пришлось забирать родителей из Львова.

В тот год, на 9 Мая, Михаил Фёдорович Чередниченко, кадровый офицер, участник Великой Отечественной войны, вместе с товарищами участвовал в возложении венков к братской могиле, и на их группу набросились бандеровцы. Они избивали людей, кощунствовали не мемориале.

- Было понятно, что оставаться во Львове родителям больше нельзя. Встал вопрос о том, куда их увозить. Папа сказал: «Я бы с удовольствием жил за городом».

Выбор пал на посёлок Боровковский Ясногорского района. Приобрели тут недостроенный дом – «коробку» без крыши, поставили её за лето. Полов ещё не было, но переехали.

Родители переселились не одни, я – вместе с ними. Они были уже преклонного возраста, и им требовалось моё внимание.

А позже и Марина нашла здесь свою судьбу: она вышла замуж на Николая Николаевича Дьякова – человека, который всеми корнями в Ясногорском районе, - рассказала Галина Михайловна.

Наша беседа проходила в доме Дьяковых – основательном, самобытном, построенном в национальном стиле. Бревенчатый и добротный, с высоким крыльцом и резными наличниками окон, своим внутренним убранством он напоминает старинный терем и, одновременно, родовое гнездо в духе русской усадьбы. С первого взгляда понятно, что память о былом тут не утеряна, она бережно сохраняется и органично переплетается с современностью. Народные костюмы перекликаются с лоскутными панно, тряпичные куклы соседствуют с длинными деревянными столами и такими же скамейками – предметами крестьянского быта, выполненными руками хозяев дома.

img_1839

- Вот платье из серии русских народных костюмов, которые мы с дочерью сшили по просьбе Валдиса Пельша к передаче «Угадай мелодию», посвящённой 850-летию Москвы, - показывает изделие потрясающей красоты его автор. И поясняет: - Нужно было одеть всю команду телеигры. Марина участвовала в ней в качестве игрока. А победу тогда одержал туляк –музыкально образованный человек, который отгадывал мелодии с двух нот.

Кстати, за значительный вклад в развитие Москвы Галина Михайловна Сивицкая была награждена медалью «В память 850-летия Москвы». Также она удостоена серебряной медали ВДНХ СССР.

«Гербарий Софьи Андреевны» - в подарок Ясной Поляне

Прирождённые мастера, создающие нетленную красоту народного искусства каждым стежком, орнаментом и деталью, Галина и Марина Сивицкие не раз представляли свои изделия на различных региональных и российских конкурсах, выставках, фестивалях, и всегда их труды оценивались по достоинству.

К примеру, на выставке в Смольном Соборе Санкт-Петербурга нашими рукодельницами были показаны тряпичные куклы, лоскутное панно по мотивам картин Николая Рериха и коллекция детской одежды изо льна в русском стиле. Одна из этих работ заняла тогда призовое третье место.

Выставляли народные костюмы и лоскутные панно и в зале Треяковской галереи, расположенной на Крымском валу.

Персональная выставка работ Галины и Марины Сивицких также проходила в Мемориальном музее Н.И. Белобородова города Тулы.

img_4761

А на фестивале-конкурсе «Пёстрая Поляна», организованном в музее-усадьбе «Ясная Поляна», где собираются профессионалы народного искусства из разных уголков России, наши талантливые землячки представили текстильные игрушки и большое панно в технике лоскутного шитья «Гербарий Софьи Андреевны». Эта уникальная работа была подготовлена по мотивам «художественного гербария» Софьи Андреевны Толстой – зарисовок цветов из альбома, которые она создавала, гуляя по окрестностям усадьбы.

- Мама перенесла фрагменты гербария на шелка, и мы обрамили, «нарисовали» их лоскутками. Праправнук знаменитого писателя Владимир Ильич Толстой, вдохновлённый увиденным, попросил это панно передать в дар яснополянскому музею, что мы и сделали.

В нашем домашнем архиве хранится фотография с Владимиром Ильичом, подписанная его рукой: «Буду рад с вами сотрудничать всегда», - поделилась Марина Александровна.

 

Рукодельные шедевры Сивицких неоднократно участвовали и в экспозициях Ясногорского центра традиционной народной культуры «Родина», где Галина Михайловна в течение нескольких лет вела лоскутную секцию. Учила детей «рисовать лоскутками» народные костюмы, шить тряпичных кукол и, прежде всего, именно тульскую – в юбке-панёве, с традиционным для нашей губернии головным убором.

Галина Михайловна и Марина Александровна создавали и первую серию костюмов для ясногорского фольклорного ансамбля «Млада», в репертуаре которого обрядовые, игровые, плясовые, хороводные и другие песенные жанры. Юные «младовцы» выходили выступать в празднично-обрядовых покосных рубахах, участницы были с девичьими повязками на головах.

Кстати, семью Сивицких-Дьяковых многие люди знают, как уникальное содружество, которое на всех мероприятиях бывает в народных костюмах. Старшую дочку-внучку Дуню даже десятимесячной наряжали на фестивале в лапоточки, платок, фартук и рубашку, изготовленную по русскому крою.

 

В проекте «Малые города России» представят Ясногорск

Сейчас Дуне Дьяковой восемнадцать лет, она – увлечённый художник, обучается в Тульском колледже искусств им. А.С. Даргомыжского на отделении живописи и создаёт эскизы народных костюмов для проекта «Малые города России», в котором активно участвуют её мама и бабушка. Цель этого проекта – сохранение исторического наследия малых городов, их популяризация и развитие.

Как члены Московского Союза художников, а именно он разрабатывает данный проект, Сивицкие предложили своим коллегам привлечь внимание к Ясногорску.

Николай Николаевич Дьяков подготовил обширную историческую справку о здешних местах и известных людях, которые отсюда вышли. А Галина Михайловна с Мариной Александровной работают над созданием коллекции костюмов, стилизованных под те, которые носили на территории района в прошлые века. Это будет авторское прочтение традиционного народного костюма – с простым кроем и использованием старинных техник шитья, но уже в современной версии, чтобы эту одежду можно было носить и сегодня.

Мастерицы уточнили, что там в Тульской губернии, где начинался чернозём, народ жил посытнее, и в их костюмах присутствовало большее количеством ярких элементов. А здесь, у нас, в связи с условиями жизни, наряд местных жителей до революции был достаточно сдержанным, минималистичным.

Также по просьбе сотрудников ЯРХКМ Галина и Марина изготавливают схематичную реплику подлинного народного костюма Тульской губернии, чтобы во время экскурсий можно было показывать его посетителям. Эту идею полностью поддержали в Московском союзе художников. Народный костюм будет передан в Ясногорский районный художественно-краеведческий музей безвозмездно.

 

Ольга Никитина