• ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Поиск

Поиск

2024-07-15 15:34:53 · Культура

Виктор Сумароков: В Ясногорской глубинке своя самостийность

Виктор Сумароков: В Ясногорской глубинке своя самостийность
Фото: ИА "Регион 71", Виктор Сумароков

Ясногорский район уже не первый год становится точкой притяжения юных дарований нашего богатого на талантливых людей региона. Уже не впервые в живописных местах близ деревни Грызлово в период летних каникул разбивается палаточный лагерь, и воспитанники Тульской детской художественной школы имени В. Д. Поленова выезжают сюда на пленэры.

Более подробно об одном из видов летней кампании нашему изданию рассказал Виктор Валериевич Сумароков – преподаватель художественной школы, вице-президент Союза дизайнеров России.

 

Виктор Валериевич, почему Вы выбрали именно Ясногорский район?

– Мои корни отсюда. Всё детство приезжал сюда, а потом купил участок рядом со старым дедовским домом и стараюсь всё свободное время проводить здесь, в деревне Грызлово, меняя городской уют на деревенские будни.

22 года я возил свой класс на Оку в Поленово, но после того, как не стало директора музея Натальи Николаевны Грамолиной, принял решение сменить место пленэрной практики. Так гостеприимная ясногорская земля начала принимать юных дизайнеров и взращивать их таланты именно в этих местах.

Помимо Грызлово, за три года «изрисовали» все окрестности. Например, ездили в деревню Хомяково (Ленинский район), где рисовали удивительную архитектуру храма Александра Свирского, познакомились с его настоятелем – отцом Сергием. Юные дизайнеры приложили свои силы не только к живописи и графике, но и помогли в плетении масксетей, которые готовят для СВО в местной воскресной школе.

Бывали в Богучарово, где рисовали усадьбу Алексея Степановича Хомякова. Ездили в Федяшево. Привлек наш творческий взгляд и поворот на Ревякино, где как раз проходит граница Ленинского и Ясногорского районов. Невозможно быть равнодушными при виде красот в деревнях Желыбино и Бяково.

photo1721044882_1

Вот и получается, что в этом летнем лагере творческая и воспитательная части сливаются воедино. Когда коллектив сдружился и сработался, получается всё очень-очень здорово.

Хочу поблагодарить за помощь в работе лагеря и выездов на пленэры замечательный коллектив родителей, которые выезжают вместе с нами, и вся организация быта палаточного лагеря, конечно, лежит, на их плечах.

Сколько детей участвуют в работе на открытом воздухе?

– Мой класс – 9 юных дизайнеров в возрасте от 13 до 16 лет. Многие из них, даже проживая в палатках, готовились к ОГЭ, а родители возили их на экзамены.

Значит, здесь такая комфортная обстановка, что можно спокойно подготовиться к экзамену?

– Да, сдали всё на «отлично»! Для этих ребят пленэр-2024 последний. В следующем году в это время они будут защищать дипломные работы в художественной школе и готовиться к поступлению в дизайнерские колледжи и вузы. Надеюсь, что в 2025-м здесь будет работать уже новая команда моих учеников.

На протяжении какого времени работает ваш палаточный лагерь? На сколько сюда приезжаете?

– Как правило, от 7 до 10 дней – это время летней практики, предусмотренное учебной программой. Родители специально берут отпуска, чтобы выехать на природу с детьми. Без их помощи создавать «шедевры» невозможно. Мы – творцы: утром встали, позавтракали и уехали работать, в обед – поели и опять - на этюды. Поэтому вся организация быта на родительских плечах. За три года для каждого родителя любой ребёнок свой.

А вот скажите, это летняя практика, а бывает практика, осенняя или зимняя?

– С французского «пленэр» переводится как «работа на открытом воздухе». Ну, а лето больше всего располагает к этому. В учебной программе есть и производственная, и проектная практика, но их проходят в течение года. Посещение типографий, дизайн-студий или компьютерных курсов не зависит от погоды и температуры за окном. А вот на природе работаем именно летом. Живописные виды ясногорской земли завораживают и влюбляют в себя. С одной стороны, это не так далеко от Тулы, а с другой –глубинка со своим неповторимым духом. К сожалению, старые дома разрушаются, унося с собой самостийность и историю.

Виктор Валерьевич, сколько длится полный курс обучения графическому дизайну в художественной школе?

– Пять лет. Но эти ребята до поступления в школу (а сдавать нужно три экзамена, выдерживая довольно солидный конкурс) уже занимались рисованием и дизайном, и их зачислили сразу во второй класс. Этот курс очень талантлив!

А что-то связывает Вас с Ясногорской детской школой искусств им. М. П. Мусоргского?

– У нас очень хорошие внутрикультурные связи. В Тульской области всего две художественные школы – в Туле и Ефремове, остальные учебные заведения – это школы искусств. Тульская детская художественная школа имени В. Д. Поленова - самая крупная, а от того и выполняет флагманские функции в предпрофессиональном образовании. У нас постоянно проходят выставки, мастер-классы, лекции и семинары, на которые обязательно приезжают учащиеся и преподаватели из районов Тульской области. Ясногорская детская школа искусств им. М. П. Мусоргского, возглавляемая уважаемой Дианой Петросян, не исключение.

 

В ходе беседы Вы рассматриваете работы своих учеников, оцениваете...

– Вот, посмотрите на этюд: на нём наш дом, наше родовое гнездо, которому под сто лет! Сейчас в нём никто не живёт, но стены помнят не одно поколение Сумароковых – Кудрявцевых – Кирильцевых.

Надо же, столетний! Реликвия!

– Для юных дизайнеров это настоящее учебное пособие по организации быта в русской избе. Где ещё можно найти действующую русскую печку?

А Вам самому что нравится рисовать?

– Меня увлекает уходящая деревянная архитектура. Во многом ради неё сюда и езжу. Вон, на повороте, участок купили, на нём старенький дом, доживающий свой век. Достаивает последние дни. Его разберут, но он не исчезнет совсем – он останется в моих зарисовках. Навсегда.

Кто-нибудь из Ваших учеников достиг серьезных высот?

– Конечно! Я преподаю с 1992 года, сразу после службы в армии пришел в художественную школу. За это время выпустил почти под сотню учеников, многие из которых остались в профессии, закончили вузы, стали профессиональными художниками, дизайнерами, архитекторами. Многие сами преподают. Например, профессор Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени Штирлица Сергей Николаевич Крылов – мой ученик.

В Туле вы наверняка видели скульптурные группы «Чаепитие» на пересечении улиц Октябрьской и Пузакова и «Городовой» у Пятницкой башни кремля – это работы моей ученицы Марины Лагуновой.

В общем, не так много учеников, но они все очень-очень яркие.

Я почти 14 лет параллельно со школой преподавал в Тульском государственном университете, стоял у истоков кафедры дизайна. Со студентами работать интересно, но с детьми ещё интереснее – они как пластилин: можно создавать что угодно, раскрывая способности и прививая эстетический вкус.

Благодарим Вас за такие интересные подробности, за работу с детьми и желаем удачи вашим воспитанникам во всех их начинаниях.

 

 

Отзывы учеников.

 

Анна Мельник, 16 лет.

photo1721044896_1

– Еще в детском саду и в школе все замечали, что у меня есть способности к рисованию. Возможно, талант передался по наследству. По папиной линии тетя и двоюродная сестра тоже очень творческие люди. При всем этом в художественную школу удалось поступить лишь со второго раза, но сразу попасть в группу Виктора Валериевича Сумарокова, куда был очень большой конкурс. Мой педагог смог развить во мне художественные способности. Свою дальнейшую жизнь планирую связать с графическим дизайном и полиграфией.

 

 

Ксения Горячева, 13 лет:

 photo1721044896 

– Я взяла в руки карандаш четыре года назад. Видя мои наработки, мама посоветовала поступить на обучение в художественную школу. Прислушалась к ее совету и не пожалела. Больше всего мне нравится писать пейзажи. Преподаватель своим личным примером показывает, как и что нужно правильно делать. Виктор Валериевич что-то рисовал, мы наблюдали, потом повторяли, а дальше уже он разбирал, что правильно сделано, а что надо было изобразить иначе. Благодаря учебе в художественной школе есть возможность выбора будущей профессии. Меня привлекает работа графического дизайнера или иллюстратора.

 

Материал подготовили Екатерина Соколинская, Вероника Колесникова.