• 301030, Тульская область, г. Ясногорск,
    ул. Советская, д. 6
  • 8(48766) 2-17-44, 8-953-198-35-29
 
Способность сопереживать - признак доброго сердца 07.01.2018 12:46:00

Способность сопереживать - признак доброго сердца

В наше сложное время потерь духовных ценностей и ориентиров, проблема нравственности усложнилась и актуализировалась, вызывая тревогу за судьбы детей. Как воспитывать их? Чем наполнить их душу, чтобы уже сегодня они могли отличать добро от зла, противостоять процветающей в нашем обществе безнравственности и агрессии, ставящей под угрозу не только человеческую культуру, но и человеческую жизнь вообще? Об этом ведёт разговор учитель русского языка и литературы МОУ «ЦО № 1» г.Ясногорска Светлана Дворянчикова.
- Сегодня перед российской школой стоит приоритетная задача - воспитание культурной, образованной, творческой личности, умеющей найти своё место в постоянно меняющейся действительности.
В настоящее время с широким распространением технических средств снижается интерес учащихся к художественной литературе, и поэтому учителю необходимо знать, как повысить интерес учеников к своему предмету, чтобы через литературу осуществлять нравственное воспитание.
Вряд ли кто-то будет сомневаться в том, насколько велика роль художественной литературы в духовно-нравственном воспитании молодёжи, в формировании полноценной личности, её идеалов, особенно сейчас, когда наше общество стало обществом потребителей, когда люди живут по принципу: «Бери от жизни всё!».Поэтому необходимо учитывать то, что совпадение интересов, духовных потребностей школьника с тем, что он находит в художественной литературе, важно и предоставляет возможность активного воздействия на формирование личности.
Привить вкус к чтению лучших произведений классической литературы - это значит уберечь ребёнка от многих падений на его жизненном пути. В художественных произведениях поднимаются вопросы этики, эстетики, политики. Но самое главное - проблема души человека и целого народа. Огромное влияние на детей оказывают сказки, они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характер героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях...
Христианский смысл русского фольклора находит своё продолжение в сказках литературных. Сказки учат читателей следовать заповедям, данным человеку Богом, жить в гармонии с собой и миром. При чтении сказок Пушкина дети делают выводы о том, что добром воздаётся тем, кто живёт, следуя нравственным законам: «Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй», а к тем, кто нарушает заповеди, приходит возмездие. Героический эпос русского народа даёт детям образец истинного патриотизма. Былинные богатыри являются воплощением нравственных свойств русского народа: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия...
- Я убеждена, что способность открыто и искренне сопереживать - верный признак доброго сердца, а эмоциональность, чувствительность - залог милосердия и добрых дел.
Милосердие и сострадание - одна из важнейших тем русской литературы. Необходимо с детства учить ребёнка сострадательно, тепло относиться к беспомощной старости, разделять боль любого живого существа, будь то человек, птица или животное. Я говорю ребятам, что, понимая тех, кто рядом с нами, помогая им и поддерживая, мы исцеляем собственные души благодаря доброте и участию. Надо только вовремя успеть помочь нуждающимся, и ты станешь лучше, чище, сердечнее, - рассуждает Светлана Дворянчикова. И завершает разговор: - Ни у одного учителя нет такой уникальной возможности, как у словесника, открывать школьникам мир...


Возврат к списку

Написать в редакцию