• 301030, Тульская область, г. Ясногорск,
    ул. Советская, д. 6
  • 8(48766) 2-17-44, 8-953-198-35-29
 
Памятью - к истокам творчества 03.03.2018 11:52:00

Памятью - к истокам творчества

«Чем больше живём мы, тем годы короче, тем слаще друзей голоса», - слова этой песни, которую разучивали на репетиции артисты народного вокального ансамбля «Ретро», стали лейтмотивом нашей беседы с его неизменным руководителем Зоей Антошиной. - Так и есть, - тихонько вздохнула Зоя Вениаминовна. - Всё реже встречаешь кого-то из школьных товарищей, из давних друзей. А вспоминается всё хорошо. Вообще-то, собираясь написать об этой замечательной женщине накануне её юбилея, я ожидала рассказов о её преподавательской деятельности, об успешных выступлениях, признании зрителей, может быть, даже о поклонниках. Но Зоя Вениаминовна неожиданно повела разговор в ином ключе - не раз и не два она возвращалась памятью к истокам своего творчества - в военное и послевоенное детство. - Природные данные у меня хорошие. Отец играл на гармошке, брат и мама пели. А я схватила тембр от матери. Так вот сядем вечером за столом да заведём трёхголосье вопреки голоду, вопреки всем трудностям, веря и надеясь на хорошее. Конечно, военное и послевоенное детство было тяжелое: недоедали, недосыпали. Из-за неурожая 1946 и 1947 годы были очень голодными. Карточную систему отменили. Чтобы как-то поддержать население, на предприятиях выдавали рыбий жир. Мать приносила его с работы бидонами. Но есть было нечего. У мамы распухли ноги, ходила она тяжело. Однажды её встретила знакомая, спрашивает: «Моть, ты чего плачешь?». Мать и ответила, что питаемся одним конятником, а больше ни хлеба, ничего нет. Та успокоила: «Мотька, я тебя спасу!». И притащила нам полтора мешка ячменя. Бабушка сварила его в печке, такой дух по всей избе пошёл! Так что та женщина действительно спасла нас - мы выжили, - с благодарностью вспоминает Зоя Вениаминовна. Рассказывает, что отец её пропал без вести на войне - на него пришло извещение. Погоревали, поплакали, а что поделаешь? Ничего не изменишь. - Было нас семеро: мать, дедушка с бабушкой и четверо детей, двое из которых - мамины племянники от умершей семьи. Бабушка звала нас сиротинушками. Она много болела, и все её труды были связаны с русской печкой: варила супы. Мама работала в плановом отделе, дедушка Никандр Алексеевич шил на дому, к нему все лаптевцы приходили, и нас тоже всегда обшивал. Он был хороший портной и замечательный человек: заменил нам отца, всех на ноги поставил. Помню, дед очень любил радио: включит его и слушает оперных певцов, ну и я вместе с ним. Выступать начала ещё совсем маленькой. Сестра привела меня с собой в школу на концерт. Кроме того, нас, дошколят, вывозили в лагерь в Федяшево. А с первого по десятый класс я ездила в пионерский лагерь в Долгий лес. Лагерь тогда спасал. Брали путёвки - за них борьба шла! Завком распределял по справедливости: смотрел, кому путёвки нужнее по семейному положению. Шли совместные обсуждения, решали, кто из ребят поедет в первую, кто во вторую, кто в третью очередь... А раньше ведь как? Воспитание коллективное, всех старались приобщить к самодеятельности. Мы разучивали революционные, пионерские, русские народные, украинские песни. Репетировали «под губы», под «ла-ла-ла». Но на концертах выходили под баян, - делится событиями прошлого юбилярша. Говорит, что с тех самых времён осталась у неё неизменная привычка: каждое утро делать зарядку. - Это уж обязательно, это - моё! Вот что значит - пионерский лагерь! - рассуждает Зоя Вениаминовна. И добавляет: - Я и в школе всегда была активисткой: звеньевой, в пионерском отряде - председателем... Вспоминает, что музыкальную школу в послевоенном Лаптево открыли поздно. Располагалась она в том же здании, где раньше размещался машиностроительный техникум. Директором стала хоровик Екатерина Петровна Титаева. Были ещё и два баяниста: Порфирий Яковлевич Комиссаров и Михаил Андреевич Чулисов. Остальные преподаватели приезжали из Тулы... В 1955 году Зоя окончила среднюю школу, а также три класса музыкальной, и поступила в Тульское музыкальное училище по классу скрипки. Уроков по вокалу у профессионалов не брала, но в самодеятельности активно участвовала... В 1959 году трудоустроилась в Лаптевскую музыкальную школу, где проработала тридцать шесть лет, обучая юных ясногорцев. Памятно для Зои Антошиной и проживание в Индии. В далёком 1969-м её мужа от машиностроительного предприятия направили в Индию в рабочую командировку, и супруги вместе с сыном провели два года за границей. Виктор Васильевич работал на заводе, Андрей учился, Зоя Вениаминовна тоже не сидела без дела: ездила с самодеятельностью на концерты в Дели, занималась музыкой с командированными русскими. - Вот Вы говорите «поклонники»... Но ведь мы, люди советской закалки, скромные, иначе воспитанные, и не было у меня, кроме мужа, никаких поклонников. А Виктор Васильевич был человек замечательный - настоящий муж, помогал мне во всём. Жили всегда очень дружно, - рассказывает именинница. И сообщает, что во Дворец культуры трудоустроилась в 1999 году, тогда-то и образовался вокальный ансамбль «Ретро», в репертуаре которого много романсов, ведь это так близко её душе, подходит для её голоса. Рассуждая о музыке, Зоя Вениаминовна говорит, что сейчас у современных вокалистов появилось много технических возможностей. - Для слушателей это хорошо. Но у нас таких возможностей раньше не было. Однако я могу судить о музыкальных данных, только если человек исполняет произведение вживую, и техника ему не помогает. Раньше если поёшь, так поёшь. Человек мог рассчитывать только на свои силы, -высказывает своё мнение Зоя Антошина. Не могу передать, как интересно было слушать рассказ и рассуждения героини этой статьи, и через её биографию окунаться в прошлое родного города. Да и сама Зоя Вениаминовна, которую все ясногорцы знают как талантливого преподавателя музыки, певицу с удивительным, необыкновенным тембром голоса, открылась с какой-то новой, неизвестной до этого стороны. И очень захотелось поделиться её историей с читателями районной газеты. А завершить эту статью хочется мудрыми словами Зои Антошиной: «Время не стоит на месте - оно меняется. И надо беречь каждый день в жизни и относиться к этому по-хорошему». Ольга Никитина. Фото автора.


Возврат к списку

Написать в редакцию